УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Грамотное управление кредиторской и дебиторской задолженностью является важным элементом обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Не будем приводить дефиниции по обеим задолженностям. Лучше рассмотрим это все на понятном примере.
Имеется небольшое торговое предприятие, специализирующееся на продаже крупной бытовой техники: холодильников, морозильников, стиральных машин, духовых шкафов и т.д. Данные категории товаров относятся к товарам длительного использования, и, как правило, отличаются высокой стоимостью, поэтому их приобретение, как торговой фирмой, так и конечными потребителями стимулируется через механизм кредита.
Так торговое предприятие может у того же производителя холодильников, либо его крупного дилера взять товар под реализацию, с отсрочкой платежа к примеру на 30 дней. В результате у него образуется кредиторская задолженность со сроком погашения один месяц. С другой стороны, холодильники реализуются покупателям в рассрочку на три месяца (первый взнос – 40% от стоимости, затем каждый месяц – по 20%). Реализация продукции с отсрочкой платежа образует уже дебиторскую задолженность торгового предприятия.
Допустим, предприятие приобрело у поставщика 10 холодильников общей стоимостью 300 тыс. руб., с отсрочкой платежа по ним в 30 дней. Т.е. в течение 30 дней необходимо на счет поставщика перечислить сумму в 300 тыс. руб. Пусть, конечному потребителю предприятие реализует по 1 холодильнику каждые три дня (равномерный поток продаж), т.е. к концу месяца, оно мобилизует только 40% денежных средств, необходимых для погашения кредиторской задолженности в 300 тыс. руб. Вопрос, где взять оставшиеся 180 тыс. руб. для расчета с поставщиком?
Вот тут на помощь и приходит операция факторинга, предусматривающая продажу дебиторской задолженности профильной организации с относительно небольшим дисконтом. Естественным образом факторинг не предусматривает участие физических лиц в его осуществлении: в сделке могут участвовать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Главный вывод: операция факторинга позволяет устранить кассовые разрывы, возникающие в результате разницы в сроках погашения дебиторской и кредиторской задолженностей. Единственное, что затраты на факторинг следует учесть в издержках обращения и в формировании розничных цен на продукцию. Опять же, в примере мы рассмотрели торговое предприятие, но и для производственного предприятия основной вывод будет также верен.
В финансовом менеджменте оптимальным считается соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностями в пропорции 1:1. Т.е. кредиторская задолженность не должна превышать объемы дебиторской задолженности. В динамике показателей дебиторская должна опережать кредиторскую задолженность.
Стоит отметить, что кредиторская задолженность является наиболее дешевым заемным источником финансирования оборотных активов предприятия, и зачастую, указанное выше соотношение не выполняется. В этом нет ничего страшного, при условии, что предприятие находится в активной фазе своего роста. Поскольку же, кредиторская задолженность относится к наиболее срочным к погашению пассивам, то она оказывает влияние на платежеспособность предприятия, являющуюся, в свою очередь, маркером финансового состояния предприятия.
В настоящее время, по любому предприятию его финансовая отчетность – публично доступная информация. И просчитать тренды финансового состояния по стандартной методике достаточно просто. Очевидно, что негативные тренды в платежеспособности оказывает непосредственное влияние на контрагента предприятия отгрузить ему свою продукцию с отсрочкой платежа, а поэтому поддержание коэффициентов ликвидности в диапазоне нормальных значений – обязательное требование к солидной финансовой репутации.
Дебиторская задолженность относится к медленно реализуемым активам – промежуточному звену между быстро реализуемыми активами (денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями) и трудно реализуемыми активами (запасами и НДС). Она оказывает влияние на динамику коэффициентов среднесрочной (критической) и текущей ликвидности. А поскольку период ее оборачиваемости тесно связан со скоростью трансформации в денежные средства, то влияние дебиторской задолженности на мгновенную ликвидность будет носить опосредованный и потенциальный характер. Очевидно, что ускорение оборачиваемости будет способствовать сокращению финансового цикла и высвобождению денежных средств, однако тут может возникнуть дилемма падения выручки: в связи с оттоком части покупателей в результате сокращения периода рассрочки.
Нетрудно заметить, что при одной и той же выручке от реализации показатели оборачиваемости обеих задолженностей напрямую зависят от периода рассрочки и от отсрочки платежа. Если период погашения дебиторской задолженности равен периоду погашения по кредиторской задолженности, то обе задолженности уравновешивают друг друга. Поэтому идеальной для предприятия является ситуация при которой период отсрочки по погашению кредиторской задолженности не превышает период рассрочки по платежу. В нашем примере, это 90 дней. Т.е. при отсрочке платежа перед поставщиком товарной продукции в 90 дней, и при рассрочке для конечного покупателя в эти же 90 дней, предприятие не будет иметь никаких проблем с текущей платежеспособностью. Если же данное условие не выполняется, то для устранения кассовых разрывов следует применять инструментарий факторинга, а конечного потребителя, через систему понятных скидок, стимулировать не обращаться к механизму рассрочки и оплачивать товар в момент его покупки.
24.06.2025
Корзина пуста
0
шт.
/
0 руб.
Оформить
Очистить