Кaким бы простым ни кaзaлось дело, обрaтись к профессионaлу! Получится быстрее, качественнее, a главное, - дешевле!

Экономика предприятия дорожного хозяйства, курсовая работа, ВолГАСУ, составитель Скоробогатченко Д.А.
Основная цель выполнения курсового проекта заключается в закреплении, углублении и систематизации полученных студентами теоретических знаний в процессе изучения дисциплины «Экономика организации»; развитии практических навыков анализа технико- экономических показателей функционирования предприятий дорожного хозяйства; выбора наиболее рациональных путей решения отдельных технико- экономических проблем, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия дорожной отрасли. 


Задачи курсового проекта: 

- выполнение анализа основных технико-экономических или статистических показателей деятельности дорожного предприятия; 

- расчет и анализ показателей функционирования предприятия с использованием экономико-математических методов и моделей; 

- разработка конкретных выводов и предложений по совершенствованию методов и практики решения определенных вопросов экономики дорожно-строительного предприятия, обоснование их соответствующими выводами и расчетами экономической эффективности. 

 Основные разделы курсовой работы представляют собой технико- экономические расчеты в соответствии с данным методическим пособием:

1. Расчет объемов и трудоемкости дорожно-строительных работ 

2. Расчет количества дорожно-строительной техники и затрат на эксплуатацию машин и механизмов 

3. Определение потребности в материалах и затрат предприятия на материальные ресурсы 

4. Определение численности основных производственных рабочих и расчет затрат, связанных с оплатой их труда 

5. Определение затрат на оплату труда прочих категорий работников предприятия 

6. Определение затрат на дополнительную заработную плату и надбавки на предприятии 

7. Расчет затрат предприятия на выплату единого социального налога 

8. Расчет затрат предприятия на амортизационные отчисления 

9. Расчет общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации 

10. Оценка итоговых показателей деятельности организации 

Цена: 3000 руб.

Исходные данные:

Таблица 1. Данные по видам и объемам дорожно-строительных работ, выполненных предприятием, м2
Таблица 2. Данные по сезонности производства дорожно-строительных работ предприятия, %
Таблица 3. Укрупненные нормы времени для расчета трудоемкости и среднего разряда работ, нормо-ч.
Таблица 4. Действительный фонд времени работы машин, ч
Таблица 5. Стоимость эксплуатации машин (руб. за маш.-час) и тарифная ставка механизаторов (руб. за чел.-час)
Таблица 6. Нормы расхода материалов при производстве работ, тонн на м2
Таблица 7. Данные по ценам на дорожно-строительные материалы, руб. за тонну
Таблица 8. Действительный фонд времени работы основных рабочих, ч
Таблица 9. Данные по базовой часовой тарифной ставке, руб. за 1 чел.-ч.
Таблица 10. Данные по сетке тарифных коэффициентов
Таблица 11. Данные численности прочих категорий работников предприятия, в % от численности основных рабочих
Таблица 12. Данные по зарплате прочих категорий работников предприятия, в % от зарплаты основных рабочих
Таблица 13. Размер дополнительной заработной платы и надбавок, в % от основной заработной платы
Таблица 14. Данные для расчета нормы амортизации на восстановление (Фп дана в руб., ЛС – в % от Фп, ТН – в годах)
Таблица 15. Данные для расчета нормы амортизации на капитальный ремонт (tР.Ц. в ч., КР – % от Фп)
Таблица 16. Данные для расчета затрат на аренду автотранспорта
Таблица 17. Общепроизводственные расходы, в % от основной заработной платы основных рабочих
Таблица 18. Данные о выручке от реализации по видам деятельности предприятия, руб. за 1 м2

Краткие сведения

1. Расчет объемов и трудоемкости дорожно-строительных работ
В курсовой работе рассматривается дорожная организация, выполняющая 3 вида дорожно-строительных работ: строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. Данные по видам и объемам выполненных дорожно-строительных работ приведены в приложении 3 (табл. 1).
Известно, что существенные коррективы в деятельность дорожно- строительной организации вносит сезонность производства работ. Основные объемы дорожно-строительных работ выполняются преимущественно летом. Это обстоятельство весьма отрицательно сказывается на деятельности дорожно-строительных организаций. В результате сезонного выполнения работ неравномерно используются квалифицированные рабочие, строительные машины и транспорт. Данные по квартальной сезонности производства работ приведены в приложении 3 (табл. 2).
Основываясь на данных по общему объему и видам работ, а также по их сезонному распределению составляем таблицу поквартального выполнения дорожно-строительных работ:
Таблица 2.1
Расчет поквартального выполнения производственной программы по видам дорожно-строительных работ, м2
Далее необходимо определить квартал с наибольшей трудоемкостью работ в каждом году. Для этого сначала необходимо определить итоговую трудоемкость единицы дорожных работ каждого вида, а затем, путем умножения трудоемкости единицы на объем работ соответствующего вида (по табл. 2.1) рассчитать общую трудоемкость производственных процессов по кварталам. Кроме этого, требуется рассчитать средний разряд работ.
Используя данные приложения 3 (табл. 3) и формулы (2.1), (2.2) заполняем таблицу следующего вида:
Таблица 2.2
Расчет трудоемкости единицы работ по видам и среднего разряда работ
Таблица 2.3
Расчет нормативной трудоемкости по видам работ и кварталам, нормо-ч.
2. Расчет количества дорожно-строительной техники и затрат на эксплуатацию машин и механизмов
Дорожно-строительные предприятия должны обеспечить эффективное использование машин и механизмов при оптимальных затратах труда, топлива, электроэнергии, запасных частей, рабочих жидкостей, смазочных и других материалов путем применения прогрессивной организации и передовой технологии производства работ, безопасных способов транспортирования, качественного и своевременного проведения технического обслуживания и ремонта и обеспечения сохранности машин. Организации дорожной отрасли должны постоянно развивать эксплуатационную базу, состав и техническое оснащение которой должно соответствовать количеству машин и структуре парка, условиям его эксплуатации, принятым формам организации технического обслуживания и ремонта машин.
Дорожно-строительная техника служит для строительства, ремонта и обслуживания дорог. В зависимости от выполняемых функций дорожно- строительные машины разделяют на множество групп, в каждую из которых входит множество видов машин и механизмов. В курсовой работе рассматривается дорожная организация, располагающая следующими видами техники: асфальтоукладчик «Vogele», каток «Bomag», фреза «Dynapac», бульдозер «Komatsu», КДМ «Коммаш», автогрейдер «ДЗ», скрепер «МоАЗ».
Для определения эксплуатационных затрат на машины и механизмы на первом этапе требуется рассчитать количество требуемых единиц указанной техники и определить коэффициент ее использования.
Расчетное количество дорожно-строительных машин определяется на основе данных того квартала, на который приходится наибольшая трудоемкость производственной программы (см.табл.2.3) и сведений о среднемквартальном количестве часов, отработанных каждым видом техники (см.табл.4 приложения 3)
Результаты расчетов по определению количества оборудования и степени его загрузки за два года представим в виде табл. 3.1-3.2.
Таблица 3.1
Определение необходимого количества оборудования и степени его загрузки в 1 год
Таблица 3.2
Определение необходимого количества оборудования и степени его загрузки во 2 год
Располагая данными о количестве дорожно-строительных машин и степени их загрузки переходим к непосредственному определению затрат на их эксплуатацию с учетом заработной платы механизаторов (водителей).
Результаты расчетов по определению затрат на эксплуатацию машин и механизмов и заработной платы механизаторов представим в табл. 3.3 и 3.4, соответственно.

Таблица 3.3
Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов (включая заработную плату механизаторов), руб.
Таблица 3.4
Затраты на заработную плату механизаторов (в затратах на эксплуатацию машин и механизмов), руб.
3. Определение потребности в материалах и затрат предприятия на материальные ресурсы
Для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог применяют разнообразные природные и искусственные дорожно-строительные материалы. Номенклатура материалов, применяемых в дорожном хозяйстве, весьма широка и постоянно увеличивается. Наряду с традиционными дорожно-строительными материалами, такими как щебень из природных горных пород, гравий, песок, битум, цемент, все шире применяют искусственные каменные материалы (керамзит, дорсил), минеральные и органические побочные продукты промышленного производства (шлаки, золы, пустые породы, смолы, кубовые остатки), различные полимерные материалы (геотекстиль, пенопласты, термопластики, пленки). Побочные продукты промышленности, отнесенные в учебнике к местным материалам, являются важным источником материального обеспечения выполнения намеченных планов, которые позволят не только ускорить и удешевить дорожное строительство, но и повысить эффективность мероприятий по охране окружающей среды. Правильное использование дорожно-строительных материалов, стоимость которых составляет около 60 % стоимости строительства автомобильной дороги, позволит рационально распределять материальные ресурсы страны.
В курсовой работе принято, что дорожная организация, использует для своей текущей производственной деятельности следующие виды материалов: асфальтобетон плотный, асфальтобетон пористый, литой асфальтобетон, щебень, песок, битум, а также противогололедный материал (ПГМ).
Результаты расчетов по определению затрат на материалы представим в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Расчет затрат предприятия на материалы по видам работ, руб.
4. Определение численности основных производственных рабочих и расчет затрат, связанных с оплатой их труда
Основными рабочими организаций отрасли являются дорожные рабочие, непосредственно занятые производством дорожно-строительных и ремонтных работ. Основные рабочие составляют важнейшую часть промышленно-производственного персонала дорожно-строительных организаций. Численность и удельный вес основных рабочих в дорожном хозяйстве обусловлены развитием концентрации и специализации производства, уровнем механизации и автоматизации производственных процессов, совершенством форм организации труда и производства. Увеличение удельного веса основных рабочих за счёт сокращения численности вспомогательных рабочих является одним из резервов роста производительности труда и повышения эффективности дорожно-строительного производства. Основные рабочие классифицируются по профессии и уровню квалификации. Количество основных рабочих на предприятии обусловлено характером технологии дорожного производства и определяется исходя из трудоёмкости работ и норм выработки. Так, например, плановая численность основных рабочих на нормируемых работах в дорожном хозяйстве определяется как отношение трудоёмкости производственной программы (в нормо-часах) к реальному фонду рабочего времени одного среднесписочного рабочего (с учётом планируемой загруки).
В курсовой работе принято, что квалификация основных рабочих дорожно-строительной организации, характеризуется 3, 4 и 5 разрядом. Расчетное количество рабочих по каждому разряду определяется на основе данныхтого квартала, на который приходится наибольшая трудоемкость производственной программы (см. табл. 2.3) и сведений о среднем квартальном количествечасов,отработанныхрабочими каждогоразряда
Результаты расчетов по определению численности основных рабочих и интенсивности их использования за два года представим в виде табл. 5.1-5.2.
Таблица 5.1
Определение необходимой численности основных рабочих и коэффициента их использования в 1 год
Таблица 5.2
Определение необходимой численности основных рабочих и коэффициента их использования во 2 год
Располагая данными о численности основных рабочих и степени их использования переходим к непосредственному определению затрат, связанных с оплатой их труда.
Результаты расчетов по определению затрат на оплату труда основных рабочих за два года представим в виде табл. 5.3.
Таблица 5.3
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих, руб.
5. Определение затрат на оплату труда прочих категорий работников предприятия
Кроме основных рабочих в дорожно-строительных организациях присутствуют прочие категории работников, к которым можно отнести руководителей, специалисты, вспомогательных рабочих и служащих. При распределении работников по категориям персонала руководствуются Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих. Классификатор состоит из двух разделов: перечня профессий рабочих и перечня должностей служащих – руководителей, специалистов и служащих. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей дорожных предприятий и их структурных подразделений. К руководителям, в частности, относятся директора, управляющие, начальники отделов и служб и другие. К специалистам относятся работники, занятые инженерно- техническими, экономическими и другими работами, в частности бухгалтеры, инженеры, нормировщики, экономисты, энергетики и другие. К служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, секретари-машинистки, учетчики, и другие.
Вспомогательные рабочие предназначены для обслуживания основного производства и способствуют его эффективному осуществлению. К вспомогательным рабочим относятся рабочие вспомогательных цехов и служб предприятия, а также рабочие основных цехов, занятые вспомогательными работами.
Выделяется несколько основных групп вспомогательных рабочих: рабочие по наладке оборудования; контролю качества и испытанию продукции; ремонту и дежурному обслуживанию оборудования; ремонту и обслуживанию энергосилового хозяйства; приёмке, хранению, выдаче материальных ценностей на складах и в кладовых; погрузочно-разгрузочным и транспортным работам; уборке помещений; малому ремонту и дежурному обслуживанию зданий и сооружений; инструментальным работам.
В курсовой работе численность и заработную плату прочих категорий работников следует рассчитывать в процентах от численности и оплаты труда основных рабочих, используя табл. 11, 12 приложения 3, соответственно.
Таблица 6.1
Расчет численности прочих категорий работников предприятия
Округление численности, как и в случае с основными рабочими, рекомендуется производить до большего целого числа.
Далее определяем затраты на оплату труда прочих категорий работников поквартально. Для этого необходимо численность работников соответствующей категории умножить на их заработную плату (зарплата вычислена как процент по табл. 12 приложения 3 от среднемесячной зарплаты основного рабочего).
Аналогичным образом рассчитываются затраты на оплату труда остальных категорий прочих работников предприятия по другим разрядам и кварталам. Результаты расчетов по определению затрат на оплату труда прочих категорий работников за два года представим в виде табл. 6.2.
Таблица 6.2
Затраты на оплату труда прочих категорий работников предприятия, руб.
6. Определение затрат на дополнительную заработную плату и надбавки на предприятии
Дополнительная заработная плата, начисляется рабочим и служащим дорожно-строительной организации не за фактически выполненные работы или проработанное время, а в соответствии с действующим законодательством, в том числе оплата очередных отпусков рабочих и служащих, льготных часов подростков, времени, связанного с выполнением государственных и общественных обязанностей, и др. Дополнительная заработная плата учитывается так же, как и основная, и включается в фонд заработной платы предприятия.
Надбавки – это выплаты стимулирующего характера, которые начисляются за конкретные заслуги или характеристики работника (например, за ученую степень, стаж работы). Надбавки выплачивают, чтобы вознаградить сотрудников дорожно-строительной организации за высокие профессиональные качества, вызвать у них желание совершенствоваться и дальше. Таким образом работодатель стремится поднять производительность и качество труда работников. Существуют надбавки, которые носят компенсационный характер. У дорожных организаций это, главным образом, надбавки за вахтовый метод работы. Они созданы с целью сократить текучесть кадров на сложных дорожных работах с особыми условиями труда и закреплены законодательно.
В курсовой работе размер дополнительной заработной платы и премий рекомендуется принять в процентах от основной оплаты труда (на основе данных, представленных в табл. 13 приложения 3).
7. Расчет затрат предприятия на выплату единого социального налога
Единый социальный налог (ЕСН), это налог, или ежемесячный сбор денег для обеспечения права работников на социальное страхование, бесплатную медицинскую помощь и государственное пенсионное обеспечение. Единый социальный налог зачисляется вместо страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинскою страхования Российской Федерации. Базой для ЕСН является фонд оплаты труда предприятия.
В фонд оплаты труда дорожно-строительного предприятия включаются денежные средства предприятия, затраченные в течение конкретного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, различные доплаты работникам: начисленные предприятием суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также денежные суммы, начисленные работникам за непроработанное время, в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, установленным законодательством.
В курсовой работе в целях упрощения понимания механизма налогообложения допускается пренебречь прогрессирующей налоговой базой физических лиц и принять следующие фиксированные ставки ЕСН по предприятию (см. табл. 8.1).
Таблица 8.1
Ставки по ЕСН для предприятия, %
8. Расчет затрат предприятия на амортизационные отчисления
Амортизация – это процесс переноса стоимости основных средств на выпускаемую продукцию в течение их нормативного срока службы. К ним относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспорт, производственный и хозяйственный инвентарь и другой сроком службы более одного года и стоимостью более 100 МРОТ. Основные средства дорожно-строительных организаций в процессе производства постепенно морально и физически изнашиваются, т. е. они меняют свои первоначальные параметры. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Амортизационные отчисления являются собственным финансовым ресурсом дорожно-строительного предприятия. Для амортизации характерна определенная устойчивость. Это связано с фиксированными ставками и возможностью переоценки основных фондов. Амортизационные отчисления обладают большими преимуществами по сравнению с прибылью, т. к. не облагаются налогом.
Планирование амортизационных отчислений осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.
Норма амортизации - часть стоимости основных средств организации, выраженная в процентном соотношении годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости основных фондов. Нормы амортизации устанавливаются для каждого вида основных средств и зависят от условий эксплуатации. Расчет нормы амортизации производят, используя такие данные, как первоначальная стоимость основных средств, ликвидационная стоимость основных средств, срок полезного использования (нормативный срок службы, амортизационный период).
Срок полезного использования - это период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности организации. Данный показатель является одним из основных характеристик амортизируемого имущества и определяется организацией самостоятельно. Для нематериальных активов, используют срока действия патента, свидетельства или других документов, которые ограничивают срок использования объекта интеллектуальной собственности.
Результаты расчетов норм амортизации на восстановление первоначальной стоимости всех групп дорожно-строительной техники представим в виде табл. 9.1.
Таблица 9.1
Расчет норм амортизации на восстановление первоначальной стоимости по группам дорожно-строительной техники, %
Результаты расчетов норм амортизации на капитальный ремонт всех групп дорожно-строительной техники представим в виде табл. 9.2.
Таблица 9.2
Расчет норм амортизации на капитальный ремонт по группам дорожно-строительной техники, %
Располагая данными о норме амортизации на восстановление и нормеамортизации на капитальный ремонт по формуле (9.1) определяется общаянорма амортизации (см. табл. 9.3).
Таблица 9.3
Расчет общих норм амортизации по группам дорожно-строительной техники, %
Результаты расчетов затрат на амортизацию представим в виде табл. 9.4.
Таблица 9.4
Величина затрат на амортизационные отчисления, руб.
Для характеристики интенсивности обновления производственной базы дорожно-строительного предприятия определим коэффициенты обновления и выбытия основных производственных фондов предприятия.
9. Расчет общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации
Общепроизводственные расходы дорожно-строительной организации включают все косвенные расходы. Это затраты, связанные со строительным производством, но которые нельзя прямо, непосредственно и экономично отнести на конкретные виды готовой продукции предприятия. Их также называют косвенными производственными расходами.
Общепроизводственные расходы распределяют по видам дорожно- строительной продукции пропорционально выбранной базе. К основным видам общепроизводственных расходов дорожно-строительной организации относятся расходы на вспомогательные материалы и комплектующие, косвенные расходы на оплату труда, а также прочие косвенные общепроизводственные расходы (содержание зданий, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, налоги на недвижимость, страхование имущества, пенсионные затраты, коммунальные услуги, арендная плата, амортизационные отчисления на здания, оборудование, нематериальные активы).
Общехозяйственные расходы – это затраты, которые несет дорожно- строительное предприятие на выполнение функции обслуживания и управления своих подразделений, относящихся как к основному, так и вспомогательному производству. Общехозяйственные расходы включают в себя: расходы по оплате труда администрации и персонала управления, командировочные, расходы на почтовые и телеграфные переводы, расходы на канцелярские принадлежности, типографские услуги, затраты на проведение мероприятий по охране труда и соблюдение техники безопасности.
В курсовой работе принято, что статью «Общепроизводственные расходы» составляет аренда автотранспорта. По условию, дорожно-строительная организация нуждается в автотранспорте для перевозки дорожно- строительных материалов в объемах необходимых для ведения текущей производственной деятельности. Необходимый автотранспорт привлекается на условиях аренды, затраты на которую необходимо вычислить и отнести к общепроизводственным расходам организации.
Ранее приведены данные по структуре производственной программы предприятия (см. табл. 2.1), а. также сведения о нормах расхода материалов, необходимых для выполнения дорожных работ по видам (табл. 6 приложения 3). На основе этих сведений составляем таблицу, характеризующую натуральные объемы материалов, которые необходимо перевезти для осуществления текущей производственной деятельности.
Таблица 10.1
Суммарная масса материалов, необходимых для осуществления основных видов дорожно-строительных работ, выполняемых организацией, тонн
Для укрупненных расчетов затраты по статье «Общепроизводственные расходы» допускается принять в виде фиксированного процента от суммы заработной платы основных производственных рабочих (принимается по табл. 17 приложения 3).
10. Оценка итоговых показателей деятельности организации
Основным итоговым показателем, характеризующим результаты деятельности дорожно-строительного предприятия, является прибыль. Если выручка предприятия превышает его себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
Прибыль является непосредственной целью любого дорожно- строительного предприятия и создает гарантии для существования и развития отрасли в будущем. Как финансовый результат прибыль равна выручке от реализации продукции за вычетом её себестоимости.
При текущих затратах, превышающих выручку вместо прибыли предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, который не только ставит дорожную организацию в сложное финансовое положение, заставляющее искать дополнительные средства для компенсации убытков, но создает угрозу ее банкротства.
Себестоимость представляет собой совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Выделяют два способа расчета себестоимости: по элементам затрат (затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием) и по статьям калькуляции (затраты выделяются по их назначению, роли, месту возникновения).
В курсовой работе предлагается сформировать себестоимость по элементам затрат к которым относятся материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на эксплуатацию машин, амортизация, отчисления на социальные нужды и прочие затраты.
Для целей ценообразования и экономического планирования затраты предприятия (себестоимость) делят в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные.
Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства. По своей экономической сути постоянные затраты создают условия для осуществления целевой деятельности предприятия, они объективно существуют даже в том случае, если предприятие не производит продукцию. К постоянным затратам относятся затраты на аренду, амортизация основных средств, постоянная часть заработной платы административно- управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, прочие расходы.
Переменные – это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. По своей экономической природе переменные представляют собой затраты на реальное осуществление целевой дорожно- строительной деятельности, ради которой создано предприятие: они возникают в том случае, когда предприятие выпускает продукцию, и чем больше масштабы производства, тем больше их общая сумма. К переменным относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, заработную плату основных производственных рабочих.
Сгруппируем все статьи расходов организации за рассмотренный период. При этом в составе статьи «Расходы на оплату труда» выделим отдельной строкой заработную плату основных рабочих, оплату труда работников, а также дополнительную оплату и надбавки. Примем в качестве допущения что подразделы «оплата труда работников» и «дополнительная оплата и надбавки» будут в полном объеме относиться к постоянным расходам. Так же к постоянным расходам отнесем такие статьи как «ЕСН», «Амортизация» и «Прочие расходы». В состав статьи «Прочие расходы» включаются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, рассчитанные в разделе 8.
Выручка за каждый квартал рассчитывается как сумма произведений по видам работ выручки от реализации единицы работ (табл. 18 приложения 3) на поквартальные объемы работ (табл. 2.1).
Налог на прибыль допускается принять в размере 20 %. В качестве итоговых показателей для оценки деятельности предприятия следует использовать коэффициент прибыльности от реализации и рентабельность основной деятельности.
Рентабельность продаж (коэффициент прибыльности от реализации) равен отношению прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки. Данный показатель определяет, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.
Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости. Данный показатель дает представление об эффективности использования текущих затрат па производство.
Основные статьи затрат, рассчитанные в предыдущих пунктах, сводятся в единую таблицу, характеризующую итоговые показатели работы дорожно- строительной организации (см. табл. 11.1) Для удобства абсолютные вели- чины в таблице, характеризующей итоговые технико-экономические показа- тели деятельности предприятия будут представлены в тыс. руб.
Таблица 11.1
Итоговые показатели деятельности дорожно-строительной организации, тыс. руб.